Альберт Эйнштейн о проблемах мыслительных моделей.

Цитата. Сам Эйнштейн, да, вот.

«To break a mental model is harder than splitting the atom».

«Разрушить мыслительную модель труднее, чем расщепление атома».

Чувак понимал, о чем говорил.

Что такое мыслительная модель? Оооо, это очень интересная живность. Это такие шаблоны в мозгу, которые наша первая система мышления использует для быстрого и малозатратного принятия решений. Об этом подробно толковал Максим Дорофеев, разъясняя ликбез относительно технологии работы мышления имени Канемана. Очень понятно. Проблема с первой системой мышления заключается в том, что она иногда ошибается. Ну, бывает, глаз смотрит на стекло, сквозь стекло, сквозь туман, а здесь еще подсветочка неяркая, и мозг в лице первой системы мышления рапортует: «Срочно готовимся к первому контакту с инопланетянами, летающая тарелочка уже прилетела, села вон там у нас на гумне!». И я уже дергаюсь в погреб за огурцами, но тут просыпается вторая система мышления и говорит: «А что, если не тарелочка?… » Ай, спасибо тебе, вторая система мышления, что быстро спалила первую, которая приняла ошибочное решение! На самом деле, первая система мышления ошибается очень часто, примерно в 20-30% случаев. Но даже этот уровень ошибочности решений в результате дает очень высокую эффективность её работы, будучи соотнесен с скоростью и затратностью. Ничего более быстрого и низкозатратного у человека нет, в части мышления. Почему она ошибается? Потому что в ней мало пикселов, у нее низкая разрешающая способность, и грубые мыслительные модели. Ну, а как можно сделать негрубые модели, имея мало пикселей???? Вот и она не знает.

Вторая система мышления делает вид, что она очень глубокомысленная, умная, образованная, и тонкомыслящая. Но мы-то знаем, что она не может и не хочет каждый раз при принятии решения раскручивать полную цепь логических и философских умозаключений от печки («ab ovo»), поскольку то выживательно неэффективная стратегия (кто так делал — тех всех поели). И как же она тогда действует? Она занимается разработкой этих длинных цепочек рассуждений только тогда, когда гарантированно вокруг безопасно, а лучше еще и нет неудовлетворенных потребностей Маслова нижних уровней, и хорошо бы еще была рабочая обстановка, и давай-ка я войду в состояние потока. Часто ли это случается? Нечасто. А в остальное время вторая система мышления действует ровно так же, как и первая, только пикселей у нее побольше, процессор помощнее, и самое главное — мыслительные модели посложнее! Потому и ошибочность решений поменьше, скажем 2-8%. Исходя из изложенного, мыслительные модели крайне важны для принятия решений нашим мозгом, во всей его полноте двух систем мышления. Потому построение и закладка в мозг мыслительных моделей — процесс, на который выделяется как минимум 16 лет (лет, Карл!), и далее модели проверяются на эволюционную и прочую выживаемость, корректируются, обновляются, развиваются.

Другое дело, что над всем этим живет еще наблюдательно -оценивающая система (включающая рефлексию), которая боковым зрением видит в углу картины мира мыслительные модели и отслеживает их кореженье и растивание разных Дедов Морозов и плоских Земель. Но вот заставить её переместить фокус внимания так, чтобы эти мыслительные модели стали в его центре и превратились в предмет целенаправленной деятельности по ревизии и совершенствованию мыслительных моделей (вместе с ценностями, принципами и убеждениями) — это уже очень трудно и редко, на что и обратил внимание в свойственной ему нежной манере уважаемый гений.

Обращаясь к бизнесменам и предпринимателям, предложим им посмотреть на свои мыслительные модели и «быстрые, простые, привлекательные и неправильные решения», и применить слова Эйнштейна к себе.

Время радикальных улучшений

Почему российские бизнесмены не очень стремятся изучить или хотя бы применить системные подходы к менеджменту? Возможно, потому, что они не испытывают конкуренции, либо не намерены поддерживать свою организацию в долгосрочной перспективе.

Если бизнесмены испытывают давление конкуренции, то они хотят остаться в бизнесе, и понимают, что могут это сделать только за счет новых знаний и теорий (наук). Так поступают бизнесмены всего человечества.

Российские бизнесмены (боььшинство) утверждают, что им нужно для успеха не применять новые знания и теории, а «учиться у практиков». Малейшее рассуждение на эту тему приводит к выводу, что учиться надо ровно тем знаниям, которые вынесены (извлечены) из практики, и лучше учиться у тех, кто эти знания осмыслил как теорию, а не просто набил шишек или разорился по дороге несколько раз, то есть у ученых и теоретиков. Раз это рассуждение не производится, значит, над российскими бизнесменами не каплет, петух жареный их никуда не клюет.

Российские бизнесмены не находятся в «зоне смерти» (как это состояние называет Тарасов В.К.) , как это случилось с японскими бизнесменами в послевоенное время. В принципе, японские бизнесмены (вместе со властями) уже совершили своё «японское экономическое чудо» за 25 лет (наши 25 лет — с 1993 по 2018гг, японские — с 1950 по 1975гг), и в начале 1980х даже в СССР уже были знамениты японские магнитофоны и магнитолы. Японцы считали, что им необходимо «что-то делать». Российские бизнесмены считают, что все в порядке; хотя на самом деле все «успехи» российских бизнесменов являются следствием пустоты рынка и трансляцией теорий менеджмента из-за рубежа.

И действительно, экономисты в период 2009-2010гг, осмысляя последствия американского и мирового финансового кризиса, сделали заключение о чрезвычайной неэффективности российских бизнес -организаций, и о неизбежном падении прибыльности бизнесов и уровня жизни населения не только в связи с мировым кризисом, но и вследствие необходимого приведения уровня прибыльности и расходов с уровнем эффективности и производительности труда бизнес -организаций. Производительность труда низкая — значит, и уровень расходов на оплату труда должен быть низким. Уровень оплаты труда был не низким по причине действия других факторов, а именно чрезвычайно низкой конкуренция, и высоких цен на экспортные сырьевые товары (энергоносители).

С момента формирования новой ситуации самоопределения бизнеса в России в 1987 году прошло уже почти тридцать лет. Есть примеры, когда за похожие временные периоды бизнес- экосистемы проводили анализ ситуации, самоопределялись, вырабатывали стратегии, их реализовывали, и демонстрировали результаты. Какие результаты показывает российский бизнес? Пока явно недостаточные. Конечно, определенные улучшения налицо, и продвижение по кривой обучения имеет место быть. Но по сравнению с успехами, например, азиатских тигров, эти результаты куда как слабы.

А как обстоят дела с анализом ситуации и самоопределением? Похоже, что никак. Бизнесмены пока ещё не определились как целое с тем, чего они хотят, что они строят, и как они хотят добиться результата. Конечно, такое состояние является следствием общей недоопределенности в стране, и разных других причин. Но пока жители России, занимающиеся бизнесом, в целом и массово не определятся со своей проблемной ситуацией, успеха им не достичь.

А средством достижения успеха будет применение наукт менеджмента.

О книге «Малый бизнес»

Какие книги могут помочь бизнесмену начать изучение науки менеджмента? Просматриваю периодически книги, чтобы оценить. Попала в руки книга «Малый бизнес. Организация Экономика Управление» под ред. Горфинкеля. Посмотрим.

В книге 17 глав. Из них некоторые для начинающего бизнесмена, на мой взгляд, преждевременны либо неактуальны. Это главы 1 «Малый бизнес в развитии экономики», 4 «Консалтинговая деятельность», 9 «Малый бизнес и инновационное предпринимательство», 16 «Страхование малого бизнеса», итого четыре главы.

Несколько глав посвящены функциональным видам деятельности: маркетинговая деятельность (7), управление персоналом (8), культура и этика предпринимательства (11), управление финансами в малом бизнесе (12), финансирование малого бизнеса (13) (хотя глава больше вводит в заблуждение), бухгалтерский учет (14) (хотя говорит только о налоговом учете), налогообложение малого бизнеса (15). Итого семь.

По поводу Науки менеджмента немного сказано в одной главе: Основы управления малым предприятием (6).

Окружение системы бизнеса и самоопределение бизнесмена затрагивается в главах: организация своего дела (2), виды малого бизнеса (3), современные формы организации малого бизнеса (5), конкурентоспособность малого бизнеса (10), государственная поддержка малого бизнеса (17). Итого в пяти.

Таким образом, не затронуты темы:

  1. Системного проектирования организации (система организации, система предпринимателя, система рынка и клиентов);
  2. Построения и улучшения системы управления;
  3. Решения проблем и задач;
  4. Планирования деятельности и учета операций;
  5. Процессного управления.

Возможно, книгу можно использовать для первоначального ознакомления со словарным запасом управленца. Для этого надо читать главы 6, 8, 12, и словарь.

Списки книг. Остров 10-21

Остров 10-21 выдал списки литературы, подготовленные ведущими с Острова 10-21. Вселенная изучает и описывает себя, и этим можно пользоваться.

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=513708102390383&id=368993250195203

Цитата:

«Преподаватели «Клубов мышления» подготовили список литературы, рекомендованной к прочтению для пытливых и голодных до знаний студентов.

📌Книги от Максима Осовского. «Графические методы мышления»:
В.Бринтон «Графическое изображение фактов» (репринт издания 1927 г.), Изд-во фонд «Общественное мнение», 2017.
Л.Бызов «Об организации Института Графического языка» (1933).
Л.Бызов «Графические методы в планировании, статистике и учете», 1952.
У.Боумен «Графическое представление информации». Изд-во Мир. 1971.
Д.Сиббет «Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы», Изд-во Альпина Паблишер, 2017.
П.Г.Щедровицкий «Введение в синтаксис и семантику графического языка СМД-подхода» (Лекции 2007-2012 гг.) http://www.fondgp.ru/lib/mmk/58
М.Осовский «Указатель книг и статей по технологии мышления схематизация», 2017.

📌Книги от Владимира Тарасова. «Социально-технологическое мышление»:
Николо Макиавелли «Государь».
Владимир Тарасов «Технология жизни. Книга для героев».
Владимир Тарасов «Русские уроки японских коанов».
Владимир Тарасов «Искусство управленческой борьбы».

📌Книги от Андрея Теслинова. «Концептуальное мышление»:
Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. – СПб: «Питер», 2009. – 288 с.
Теслинов А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. — СПб: Изд-во «Питер», 2009. – 288 с.
Никаноров С.П. Задачник и решебник по концептуальному мышлению. М. ДиБиЭй-Концепт, 2013. – 224 с.
Никаноров С.П. Концептуализация предметных областей. – М.: Концепт, 2009. – 268 с.
Теслинов А.Г. Концептуальный способ разработки концепций. На примере Концепции непрерывного образования взрослых. – М.: ДиБиЭй-Концепт, 2014. – 144 с. – (Прикладные концептуальные исследования).

📌Книги от Николая Ютанова. «Футурологический подход: Практики прогнозирования и генерации смыслов в новых протоколах мышления»:
Kahn H., Wiener A. «The Year 2000: A Framework for Speculation on the Next Thirty Three Years». The Hudson Institute, 1967.
Лем Ст. «Сумма технологии». М – СПб: АСТ – TF, 2002.
Лосев А. «Философия. Мифология. Культура». М.: Политиздат, 1991.
Медоуз Д. и др. «Пределы роста». М.: Издательство Московского университета, 1991.
Переслегин С., Переслегина Е. и др. «Дикие карты будущего». – в 2-х тт., СПб.: TF, 2013.
Переслегин С., Переслегина Е., Ютанов Н. и др. «Мир–2050: долгосрочные сценарии развития». СПб.: Corvus, 2007.
Переслегин С., Столяров А., Ютанов Н. «О механике цивилизаций». // «Наука и технология в России» № 7 (51) 2001 – 1 (52) 2002.
Переслегин С., Ютанов Н. «Сценирование технологического развития. Часть 1. Сценарии технологического развития. Методология неизбежного будущего и эволюция современных технологических пакетов». // ИАЭ 6584. М.: РНЦ «Курчатовский институт», 2009.
Переслегин С., Ютанов Н., Переслегина Е. и др. «Новые карты Будущего, или Анти-РЭНД». СПб.: TF, М.: АСТ, 2009.
Пригожин И. Стенгерс И. «Порядок из хаоса». М.: Прогресс, 1986.
Тартаковский М. «Историософия». М.: Прометей, 1993.
Тейяр де Шарден П. «Феномен человека». М.: Наука, 1987. С. 168.
Тойнби А. «Постижение истории». М. : Айрис-пресс, 2001.
Ютанов Н. «Сценарии научно-технологического развития России». // «Российские нанотехнологии», т. 4, № 5–6, 2009.
Ютанова Е. «От бытия к становлению». // «Конструирование будущего», № 1, 2015.

📌Книги от Натальи Луковниковой. «Сценарный подход к прогнозированию. Научное мышление»:
Herman Kahn. On Escalation: Metaphors and Scenarios.
Переслегин С., Переслегина Е., Желтов А., Луковникова Н. Сумма стратегии.
Переслегин С., Переслегина Е., Желтов А., Луковникова Н. Цели Урала в XXI веке.
Переслегин С., Переслегина Е., Желтов А., Луковникова Н. Экспресс-форсайт Новосибирского Академгородка.
С.Переслегин, Е.Переслегина, В.Никитин, Ю.Чудновский, А.Парибок, Н.Луковникова, И.Тариков, Д.Васильков. Онтология инженерного знания // УрФУ, 2013.

📌Книги от Михаила Чурбанова. «Синемалогия»:
Антонио Менегетти «Онтопсихологическая синемалогия», 2018.
Антонио Менегетти «Психология лидера», 2016.
Антонио Менегетти «Психология предпринимательской деятельности», 2016

📌Книги от Дмитрия Карпова. «Дизайн-мышление»




https://www.amazon.com/Aesthetics-Design-Jane-Forsey/dp/019060042X/

https://books.google.ru/books/about/This_is_Service_Design_Thinking.html?id=o4ZPYgEACAAJ


https://books.google.ru/books?id=EIQkAgAAQBAJ

📌Книги от Дмитрия Бахтурина. «ТРИЗ»:
Г.Альтшуллер, Р.Шапиро «О психологии изобретательского творчества», 1956.
https://www.altshuller.ru/
https://www.altshuller.ru/e-books/
Г.Альтшуллер и соавторы «Поиск новых идей — от озарения к технологии».

Видеоматериалы:




Материалы по современной ТРИЗ на странице «Московский ТРИЗ Клуб» в Facebook:
https://www.facebook.com/Московский-ТРИЗ-Клуб-1529629404000803/?view_public_for=1529629404000803

📌Книги от Николая Верховского. «Системное мышление 2.0»:
Щедровицкий Г.П. «Управленческое мышление» — все базовые концепты СМД подхода в практическом преломление.
Щедровицкий П.Г. сборники «Технологии мышления» 1 и 2 — передний край СМД методологии раскрыты вопросы: проблематизации, объективации, схематизации, смыслообразования, позиционирования и другие, сложно, но важно.
Щедровицкий Г.П. и соавторы: «Педагогика и логика» – раскрыты концепты антропологии мышления в версии СМД.
Выготский Л.С. «Мышление и речь» — введение в деятельностное представление о мышлении.
Канеман Даниэль «Мышление быстрое и медленное» (другое название: «Думай медленно — решай быстро).
Имре Лакатош «Фальсификация и методология исследовательских программ».

📌Книги от Дениса Коричина. «Управление мышлением групп»:
Гарри Гаррисон «Неукротимая планета» (цикл «Мир смерти»). Об акте деятельности и ригидности мышления.
Роберт Линн Асприн. «Зеркало — друг, зеркало — враг». О схеме позиции.
Дэвид Вебер «Космическая станция Василиск» (Цикл «Хонор Харрингтон»). О различии инициатив, проектов и программ.
Роберт Линн Асприн. «Ещё один великолепный миф». (Цикл «Мифы»). Об управлении компетенциями.
Рэй Брэдбери «Ржавчина». О проекте развития в цивилизационном контексте.
Роберт Хайнлайн «Пасынки вселенной». О смене представлений.
Джордж Мартин «Игра престолов» (цикл «Песнь огня и льда»). О мотивации и деятельности.
Роберт Линн Асприн. Шуттовская рота (Цикл об Уилларде Шутте). Об управлении командой в проекте.»

Найм управленца

Для решения задач по управлению организацией нужны много компетенций и навыков, которые могут поддерживаться только на уровне группы, но не одного человека. Однако, юридические правила предполагают наем в качестве управленца одного человека.

Эта коллизия по разному разрешается в разных организациях. Лучше на это обращать внимание.

Чем отличается обучение по книгам от обучения по видеолекциям и по тренингам

Плотность смысла в книге существенно выше, чем в лекциях. Но эмоциональное воздействие на ученика значительно выше от лекций, и еще выше от тренингов.

Поэтому к тренингам и лекциям надо готовиться, по книгам.

Эффект тренинга определяется не тренером, а слушателем, его готовностью совершить над собой левел-ап.

Начиная с 12:25 по поводу книг.

Цитаты

Цитатный цитатник: «В нашем мире не всё везде и всегда, а кое-что, иногда, и местами.» © Прокрастинатолог

Что строить при начале бизнеса?

В процессе построения новой системы-организации бизнесмена стартапер (инженер организации) должен построить систему основного бизнес -процесса (систему производства ценности). Для планирования построения этой системы можно использовать схему «холст бизнес -модели».

Однако вы легко увидите, что та схема не обеспечивает полноту проблемного поля. И действительно, к схеме холста нужно добавить несколько блоков.

Первый блок — это часть внешней системы , обменивающаяся с бизнесом ресурсом, это первые члены целевой аудитории. Вам нужно промоделировать их поведение, следовательно включить их в состав своей системы. Это лучше всего проделать на основе подхода Software Engineering Method and Theory, согласно разделу «Пользовательская перспектива», часть (или ALPHA) «Возможность».

Желательно аналогичное упражнение провести по включению в состав системы также ваших поставщиков и подрядчиков. Такая рекомендация следует из теории организационного научения, разработанной Питером Сенге.

Вторым дополнительным блоком нужно спланировать процесс управления, в том числе целеполагания. Это делается в рамках подхода Software Engineering Method and Theory, согласно разделу «Пользовательская перспектива». Здесь вам нужно систематически описать стейкхолдеров бизнес -организации, включая акционеров -совладельцев; и рыночную возможность. В части стейкхолдеров, согласования целеполагания стоит углубиться в детализацию методов планирования, применив теорию мыследеятельности (в части самоопределения в ситуации, например).

В третьем блоке следует обратить внимание на ту группу людей, которая строит «бизнес -организацию- систему». Обычно эта группа называется «команда стартапа», с неявным предположением, что эти люди и будут реализовывать бизнес. На самом деле, реализация бизнеса — это лишь часть их работы, причём не самая важная. Для описания третьего блока стоит использовать подход SEMAT, перспектива «Деятельность по созданию системы». Эта перспектива предполагает проработку трёх тем: собственно команды, применяемых методов и технологий, и организации работы по созданию системы.

Таким образом вы обеспечите себе полноту картинки, ничего не упустите и не забудете.

Это способ пойти «снизу вверх» , суть та же, что и «сверху вниз» от понятия системы как целого. Просто направление движения — противоположное.

Успехов в построении бизнес — организаций!

Надо ли учиться решать проблемы в организации?

Дорогие бизнесмены, вам не нужно искать и решить проблемы в вашем бизнесе. Не нужно надеяться на то,что учеба на семинаре «Как выйти из операционки» высвободит ваше время. Вам надо постоянно улучшать вашу организацию. Тогда вы сможете использовать её для себя, а не работать на неё.

Вы не знаете, за что хвататься. Не видите общей картины вашего бизнеса. Ждёте, когда что-то сгорит, чтобы ухватиться за горящую проблему и решить её. Вы определяете важность по срочности. Как белка в колесе, вы видите только ту часть колеса, которая сейчас оказалось перед глазами.

Конечно, вы хотите, чтобы бизнес развивался «сам», чтобы ваша организация не приносила вам каждодневных вопросов. Чтобы вы знали, чем нужно спокойно заняться в запланированное время. Чтобы заранее можно было быть уверенным в превосходстве над конкурентами.

Вы сможете этого добиться только с целостным системным взглядом на развитие организаций. К счастью, я сразу вам расскажу, с чего надо начинать. Всегда начинайте с проведения цикла постоянных улучшений. Делая процедуру цикла постоянных улучшений в своей области ответственности (и не ниже!), применяя системный подход к инжинирингу организации, вы всегда уверены в том, что вы делаете правильные вещи. А затем вы сможете сконцентрироваться на том, чтобы делать их правильно, и ещё лучше.

Итак, нужно не решать проблемы, а постоянно улучшать организацию.

Успешного вам дела!

О роли и месте психологии в науке менеджмента

Система организации является системой социальной, включает в себя подсистемы групп и людей. Для подсистем людей и групп есть относительно обозначенные области исследований, в частности так называемая психология. Результаты этих исследований надо знать, и ими пользоваться. Инструменты психологии лежат в отдельном ящичке в ящике инструментов науки менеджмента. Этих инструментов психологии много, они разные. Для разных случаев, разных проблем, разной степени универсальности, разной степени совершенства, разной степени принятости научным и менеджерским сообществом.

В качестве якоря прицепил картинку с составом навыков, которые индивид использует в концепции «Эмоционального интеллекта». Эмоциональный интеллект — это набор инструментов личной психологии для управления личными состояниями «психики» индивида в целях гармоничного целенаправленного участия подсистемы индивида в деятельности системы управления бизнес организацией.