T-shape skills , или профиль компетенций менеджера

Что значит «быть менеджером»? Что надо изучить, чтобы «быть менеджером»? Чем отличается менеджер от акционера или от собственника по набору знаний? Бизнесмен и менеджер — то одно и то же?

Возьмем за основу схему «профиля компетенций в виде Т». Смысл этой схемы — визуально показать, что специалист (подобный флюсу, ибо полнота его односторонна) должен знать не только много и детально в какой-то одной области (обычно профессиональной) ,но и знать неглубоко из большого количества других областей (и смежных, и общеупотребительных). Схема удобная и полезная. Гуглится легко, но на русском языке гораздо меньше, чем на английском.

В принципе, если мы нарисуем такую схему для «обычного человека», то схема получится очень большой. Почему это так, и для чего это надо? Потому что в период обучения человеку насильно дают много знаний и навыков, которые социум признал «необходимым стандартом». Это надо для того, чтобы люди после обучения могли понимать друг друга, договариваться и кооперироваться, и по желанию углублять свои знания по выбору.

В картинке приведен кусочек профиля специалиста по ИКТ.

Такой Т-образный профиль можно использовать для сравнения разных людей или групп людей. Можно предположить, что сантехник и психолог имеют разные профили. Это связано с тем, что они имеют разную глубину общего и высшего образования , а также с тем, что они тратят разные усилия на дальнейшее образование и самообразование в течение всей дальнейшей жизни.

Можно также составить Т-профиль для должности или вакансии. И тут мы обнаружим две любопытные вещи. Первая: российские компании как правило не уделяют явного внимания горизонтальной части Т-профиля.

Второе: человек за время жизни и деятельности способен как нарастить толщину горизонтальной перекладины, так и сформировать не одну, а несколько вертикалей углубленных компетенций. В результате человек становится способным соответствовать нескольким разным вакансиям /должностям ,и приобретает так называемую «широту взгляда» и «системный взгляд». Иногда российские менеджеры пугаются таких кандидатов, и приклеивают им ярлык «overqualified».

Человек больше должности. Нашим российским компаниям стоит взять на вооружение эту схему.

А что же управленец? Его углубленная компетенция тоже существует. Зачастую, она приобретается в качестве второй компетенции, когда человек показал свои высокие результаты в качестве специалиста — не управленца. Иногда, человек приобретает навыки управления, но не приобретает специальные знания.

Менеджеру всегда нужно иметь немного более глубокие знания (чем обычному смежнику) в некоторых бизнес — специальностях, чтобы эффективно выполнять свои функции (делегирование, построение) в системе управления.

Таким образом, при помощи Т-схемы можно легко визуализировать. Что именно?

Что для менеджера нет необходимости существенно углублять свои навыки и знания в маркетинге, воронках продаж, учёте, найме сотрудников или CRM и SEO. Но ему нужно знать свою нишу углубления профессиональных навыков и знаний. В этой нише находятся: навык системного взгляда; пять систем системного менеджмента; процессный подход; решение проблем и принятие решений; документирование; регламентация; рефлексия, проблематизация, схематизация, и пр.; системная инженерия немного; теория ограничений; системная парадигма качества Деминга — Шухарта; и еще порядка 50-70 частных методов и инструментов.

В качестве предмета он имеет деятельность в своей сфере ответственности, и факторы влияния систем извне. Понятно, что количество переменных и их значений вполне велико, превосходит объём информации обычного специалиста.

Акционер не обязан глубоко знать методы менеджмента, но должен их понимать, и догадываться об их существовании. Количество информации в постоянном режиме меньше, чем у менеджера.

Вот в этом и отличия 😂😂😂

Блокчейн, Россия, и интеграция в Северо Восточную Азию и в информационное общечеловечество.

Блокчейн — это лишь один пример технологии из волны компьютерной революции 1950-2000х годов. На этой неделе делегация Корейской ассоциации блокчейна посетила Россию, нанеся визит во Владивосток. Прошли встречи в университете (ДВФУ), и в думе г. Владивостока (с рабочей группой по цифровизации).

На мой взгляд, надо сделать несколько выводов.

1. Работа президента Путина по рекламе России и российского Дальнего Востока в Азии дает свои плоды. Реагируя на эти усилия, и на процесс и результаты политических переговоров высокого уровня, значительно активизировались действия североазиатских бизнесменов и политиков в попытках реализовать маркетинговые призывы, и выйти на участие в проектах (торговых, инвестиционных, и исследовательских). Они выбирают точки входа для контактов, и рассматривают два варианта: Москву и Владивосток. Пока еще Владивосток не вычеркнут из игры, хотя ему нужно доказывать своё право на эту почетную роль. Необходимо срочно сформировать российский отклик на эти поиски контактов со стороны бизнесменов Кореи, Японии, Китая, и других стран Азии.

2. Информационно — коммуникационная революция доходит до Владивостока, физически ногами. Глобальность информационных технологий дает очевидный (очередной) шанс российским компаниям (в том числе владивостокским) получить свой кусок в разделении труда, специализируясь и совершенствуя свои компетенции в конкретных сегментах (в том числе,через проекты применения в Умном городе). Эта возможность ранее была существующей в принципе, сейчас во Владивосток приходят конкретные люди и дергают русских бизнесменов за рукав. Надо брать и делать.

3. Российскому бизнесу нужно срочно коллективизироваться, формировать сети и структуры общения (в том числе кластеры), чтобы ускорять своё развитие, свой бизнес, и встраивать российский бизнес ИКТ в международные меанизмы кооперации и разделения труда.

Буду продолжать работу в этих направлениях.