Магия роста предпринимателя из владельца малой во владельца средней бизнес-организации

Помогаем собственникам решать задачи управления для роста бизнеса

Одним из умений предпринимателя, бизнесмена и директора часто называют наличие интуиции и умение справляться с большими объемами информации. Что это за умения, и как их развивать?

В одном из прошлых постов я рассказывал о «профиле компетенций». Если представить профиль компетенций бизнесмена по этой модели, то нам предлагается увидеть специалиста, имеющего развитые «прокачанные» навыки по всем фронтам: он и продажник, он и маркетолог, он и наниматель людей, он и закупщик, и организатор логистики, и переговорщик с клиентами и проверяющими органами. Прямо «Шива многорукий»! По профилю компетенций это означает, что предприниматель должен знать и уметь в десять раз больше «обычного работника», или даже «обычного специалиста». Однако, мы видим также, что в более крупных организациях роль руководителя вполне успешно выполняют «обычные специалисты», специалисты в области управления. Как же качества и навыки предпринимателя, который знает и умеет в десять раз больше «обычного человека «, преобразуются в качества и навыки «обычного специалиста по управлению», и куда девается «уникальная многорукость»? В какой момент толстая перекладина буквы Т в «Т-профиле компетенций» (много знать по каждой отдельной специальности) может и должна превратиться в длинную ножку буквы Т (глубоко знать конкретную область знаний)?

Дело в том, что работой предпринимателя и бизнесмена всегда является управление, менеджмент. Предприниматель является исполняющим механизмом управляющей системы. Да, наряду с этой ролью, он также является время от времени и исполняющим механизмом Системы Основного процесса (в ролях продажника, маркетолога, производственника, снабженца, и т.д.) , но это он делает по незнанию, а выполнять роль Системы Управления может только он один. Поэтому навыки и компетенции длинной ножки буквы «Т» должны как-то соответствовать требованиям процесса «управляющей системы» Эти компетенции относятся к «науке менеджмента».

Интуитивно, предприниматель выполняет деятельность управляющей системы, то есть собирает информацию о работе бизнеса (Системы Основного процесса; фактически о своей работе в этой роли), получает управляющие воздействия от регуляторов и от владельца или совладельцев (Создающей системы; фактически сам от себя в этой роли), вырабатывает решения об основном процессе, и доводит эти решения до исполнителей. Все эти действия кажутся сложными, разнообразными, и уникальными. Если предприниматель уже справляется с ними, то он уникален, значительно лучше других, и терять это ощущение совсем не хочется. Можно ли найти в этой уникальной работе что-то, что можно как-то обобщить, выделить как знание, которому можно научить и научиться?

То, чем занимается предприниматель в этой роли «Управляющей системы», и есть менеджмент. Хотя каждый предприниматель решает уникальные задачи в своем уникальном бизнесе, все предприниматели используют похожие методы (чтобы не сказать «одинаковые») для решения этих задач. Эти методы и составляют компетенцию «менеджмент». Эту компетенцию и вырастили в себе «интуитивные предприниматели».  Её можно изучить, и применять осознанно. Таким образом, методы работы с большими объемами информации в бизнесе можно изучить, и им можно научить. Руководители в средних и крупных организациях изучили эти методы, и осознанно их применяют.

Не нужно предпринимателю глубоко и подробно изучать все области деятельности в основном процессе, их достаточно знать поверхностно. Глубоко нужно изучать науку менеджмента.

Как правило, предприниматели и бизнесмены России менеджменту не учились. Кто-то пришел в предпринимательство после школы, кто-то после армии, кто-то после обучения программированию или журналистике. В то же время, их конкуренты за рубежом и в России вполне себе изучают менеджмент, и пытаются использовать управленческие методы для победы в конкуренции. Разумеется, конкуренты не стремятся раскрывать свои секреты, в том числе и владение знаниями менеджмента. Бизнесменам жизненно необходимо обучиться основам менеджмента, и совершенствовать свои знания и навыки далее, углубляя их и совершенствуя. Именно «наука менеджмента» является для бизнесмена и предпринимателя той ножкой буквы «Т» в «Т-профиле компетенций», которая отличает его от других компетентных специалистов.

Учитесь, превращайтесь из «интуитивного менеджера» в «осознанного менеджера».

Процитирую тот мой пост:

«Для бизнесмена нет необходимости существенно углублять свои навыки и знания в маркетинге, воронках продаж, учёте, найме сотрудников или CRM и SEO. Но ему нужно знать свою нишу углубления профессиональных навыков и знаний. В этой нише находятся: навык системного взгляда; пять систем системного менеджмента; процессный подход; решение проблем и принятие решений; документирование; регламентация; рефлексия, проблематизация, схематизация, и пр.; системная инженерия немного; теория ограничений; системная парадигма качества Деминга — Шухарта; и еще порядка 50-70 частных методов и инструментов.

В качестве предмета он имеет деятельность в своей сфере ответственности, и факторы влияния систем извне. Понятно, что количество переменных и их значений вполне велико, превосходит объём информации обычного специалиста.»