Что значит «быть менеджером»? Что надо изучить, чтобы «быть менеджером»? Чем отличается менеджер от акционера или от собственника по набору знаний? Бизнесмен и менеджер — то одно и то же?
Возьмем за основу схему «профиля компетенций в виде Т». Смысл этой схемы — визуально показать, что специалист (подобный флюсу, ибо полнота его односторонна) должен знать не только много и детально в какой-то одной области (обычно профессиональной) ,но и знать неглубоко из большого количества других областей (и смежных, и общеупотребительных). Схема удобная и полезная. Гуглится легко, но на русском языке гораздо меньше, чем на английском.
В принципе, если мы нарисуем такую схему для «обычного человека», то схема получится очень большой. Почему это так, и для чего это надо? Потому что в период обучения человеку насильно дают много знаний и навыков, которые социум признал «необходимым стандартом». Это надо для того, чтобы люди после обучения могли понимать друг друга, договариваться и кооперироваться, и по желанию углублять свои знания по выбору.
В картинке приведен кусочек профиля специалиста по ИКТ.
Такой Т-образный профиль можно использовать для сравнения разных людей или групп людей. Можно предположить, что сантехник и психолог имеют разные профили. Это связано с тем, что они имеют разную глубину общего и высшего образования , а также с тем, что они тратят разные усилия на дальнейшее образование и самообразование в течение всей дальнейшей жизни.
Можно также составить Т-профиль для должности или вакансии. И тут мы обнаружим две любопытные вещи. Первая: российские компании как правило не уделяют явного внимания горизонтальной части Т-профиля.
Второе: человек за время жизни и деятельности способен как нарастить толщину горизонтальной перекладины, так и сформировать не одну, а несколько вертикалей углубленных компетенций. В результате человек становится способным соответствовать нескольким разным вакансиям /должностям ,и приобретает так называемую «широту взгляда» и «системный взгляд». Иногда российские менеджеры пугаются таких кандидатов, и приклеивают им ярлык «overqualified».
Человек больше должности. Нашим российским компаниям стоит взять на вооружение эту схему.
А что же управленец? Его углубленная компетенция тоже существует. Зачастую, она приобретается в качестве второй компетенции, когда человек показал свои высокие результаты в качестве специалиста — не управленца. Иногда, человек приобретает навыки управления, но не приобретает специальные знания.
Менеджеру всегда нужно иметь немного более глубокие знания (чем обычному смежнику) в некоторых бизнес — специальностях, чтобы эффективно выполнять свои функции (делегирование, построение) в системе управления.
Таким образом, при помощи Т-схемы можно легко визуализировать. Что именно?
Что для менеджера нет необходимости существенно углублять свои навыки и знания в маркетинге, воронках продаж, учёте, найме сотрудников или CRM и SEO. Но ему нужно знать свою нишу углубления профессиональных навыков и знаний. В этой нише находятся: навык системного взгляда; пять систем системного менеджмента; процессный подход; решение проблем и принятие решений; документирование; регламентация; рефлексия, проблематизация, схематизация, и пр.; системная инженерия немного; теория ограничений; системная парадигма качества Деминга — Шухарта; и еще порядка 50-70 частных методов и инструментов.
В качестве предмета он имеет деятельность в своей сфере ответственности, и факторы влияния систем извне. Понятно, что количество переменных и их значений вполне велико, превосходит объём информации обычного специалиста.
Акционер не обязан глубоко знать методы менеджмента, но должен их понимать, и догадываться об их существовании. Количество информации в постоянном режиме меньше, чем у менеджера.
Вот в этом и отличия ???