Альберт Эйнштейн о проблемах мыслительных моделей.

Цитата. Сам Эйнштейн, да, вот.

«To break a mental model is harder than splitting the atom».

«Разрушить мыслительную модель труднее, чем расщепление атома».

Чувак понимал, о чем говорил.

Что такое мыслительная модель? Оооо, это очень интересная живность. Это такие шаблоны в мозгу, которые наша первая система мышления использует для быстрого и малозатратного принятия решений. Об этом подробно толковал Максим Дорофеев, разъясняя ликбез относительно технологии работы мышления имени Канемана. Очень понятно. Проблема с первой системой мышления заключается в том, что она иногда ошибается. Ну, бывает, глаз смотрит на стекло, сквозь стекло, сквозь туман, а здесь еще подсветочка неяркая, и мозг в лице первой системы мышления рапортует: «Срочно готовимся к первому контакту с инопланетянами, летающая тарелочка уже прилетела, села вон там у нас на гумне!». И я уже дергаюсь в погреб за огурцами, но тут просыпается вторая система мышления и говорит: «А что, если не тарелочка?… » Ай, спасибо тебе, вторая система мышления, что быстро спалила первую, которая приняла ошибочное решение! На самом деле, первая система мышления ошибается очень часто, примерно в 20-30% случаев. Но даже этот уровень ошибочности решений в результате дает очень высокую эффективность её работы, будучи соотнесен с скоростью и затратностью. Ничего более быстрого и низкозатратного у человека нет, в части мышления. Почему она ошибается? Потому что в ней мало пикселов, у нее низкая разрешающая способность, и грубые мыслительные модели. Ну, а как можно сделать негрубые модели, имея мало пикселей???? Вот и она не знает.

Вторая система мышления делает вид, что она очень глубокомысленная, умная, образованная, и тонкомыслящая. Но мы-то знаем, что она не может и не хочет каждый раз при принятии решения раскручивать полную цепь логических и философских умозаключений от печки («ab ovo»), поскольку то выживательно неэффективная стратегия (кто так делал — тех всех поели). И как же она тогда действует? Она занимается разработкой этих длинных цепочек рассуждений только тогда, когда гарантированно вокруг безопасно, а лучше еще и нет неудовлетворенных потребностей Маслова нижних уровней, и хорошо бы еще была рабочая обстановка, и давай-ка я войду в состояние потока. Часто ли это случается? Нечасто. А в остальное время вторая система мышления действует ровно так же, как и первая, только пикселей у нее побольше, процессор помощнее, и самое главное — мыслительные модели посложнее! Потому и ошибочность решений поменьше, скажем 2-8%. Исходя из изложенного, мыслительные модели крайне важны для принятия решений нашим мозгом, во всей его полноте двух систем мышления. Потому построение и закладка в мозг мыслительных моделей — процесс, на который выделяется как минимум 16 лет (лет, Карл!), и далее модели проверяются на эволюционную и прочую выживаемость, корректируются, обновляются, развиваются.

Другое дело, что над всем этим живет еще наблюдательно -оценивающая система (включающая рефлексию), которая боковым зрением видит в углу картины мира мыслительные модели и отслеживает их кореженье и растивание разных Дедов Морозов и плоских Земель. Но вот заставить её переместить фокус внимания так, чтобы эти мыслительные модели стали в его центре и превратились в предмет целенаправленной деятельности по ревизии и совершенствованию мыслительных моделей (вместе с ценностями, принципами и убеждениями) — это уже очень трудно и редко, на что и обратил внимание в свойственной ему нежной манере уважаемый гений.

Обращаясь к бизнесменам и предпринимателям, предложим им посмотреть на свои мыслительные модели и «быстрые, простые, привлекательные и неправильные решения», и применить слова Эйнштейна к себе.

Время радикальных улучшений

Почему российские бизнесмены не очень стремятся изучить или хотя бы применить системные подходы к менеджменту? Возможно, потому, что они не испытывают конкуренции, либо не намерены поддерживать свою организацию в долгосрочной перспективе.

Если бизнесмены испытывают давление конкуренции, то они хотят остаться в бизнесе, и понимают, что могут это сделать только за счет новых знаний и теорий (наук). Так поступают бизнесмены всего человечества.

Российские бизнесмены (боььшинство) утверждают, что им нужно для успеха не применять новые знания и теории, а «учиться у практиков». Малейшее рассуждение на эту тему приводит к выводу, что учиться надо ровно тем знаниям, которые вынесены (извлечены) из практики, и лучше учиться у тех, кто эти знания осмыслил как теорию, а не просто набил шишек или разорился по дороге несколько раз, то есть у ученых и теоретиков. Раз это рассуждение не производится, значит, над российскими бизнесменами не каплет, петух жареный их никуда не клюет.

Российские бизнесмены не находятся в «зоне смерти» (как это состояние называет Тарасов В.К.) , как это случилось с японскими бизнесменами в послевоенное время. В принципе, японские бизнесмены (вместе со властями) уже совершили своё «японское экономическое чудо» за 25 лет (наши 25 лет — с 1993 по 2018гг, японские — с 1950 по 1975гг), и в начале 1980х даже в СССР уже были знамениты японские магнитофоны и магнитолы. Японцы считали, что им необходимо «что-то делать». Российские бизнесмены считают, что все в порядке; хотя на самом деле все «успехи» российских бизнесменов являются следствием пустоты рынка и трансляцией теорий менеджмента из-за рубежа.

И действительно, экономисты в период 2009-2010гг, осмысляя последствия американского и мирового финансового кризиса, сделали заключение о чрезвычайной неэффективности российских бизнес -организаций, и о неизбежном падении прибыльности бизнесов и уровня жизни населения не только в связи с мировым кризисом, но и вследствие необходимого приведения уровня прибыльности и расходов с уровнем эффективности и производительности труда бизнес -организаций. Производительность труда низкая — значит, и уровень расходов на оплату труда должен быть низким. Уровень оплаты труда был не низким по причине действия других факторов, а именно чрезвычайно низкой конкуренция, и высоких цен на экспортные сырьевые товары (энергоносители).

С момента формирования новой ситуации самоопределения бизнеса в России в 1987 году прошло уже почти тридцать лет. Есть примеры, когда за похожие временные периоды бизнес- экосистемы проводили анализ ситуации, самоопределялись, вырабатывали стратегии, их реализовывали, и демонстрировали результаты. Какие результаты показывает российский бизнес? Пока явно недостаточные. Конечно, определенные улучшения налицо, и продвижение по кривой обучения имеет место быть. Но по сравнению с успехами, например, азиатских тигров, эти результаты куда как слабы.

А как обстоят дела с анализом ситуации и самоопределением? Похоже, что никак. Бизнесмены пока ещё не определились как целое с тем, чего они хотят, что они строят, и как они хотят добиться результата. Конечно, такое состояние является следствием общей недоопределенности в стране, и разных других причин. Но пока жители России, занимающиеся бизнесом, в целом и массово не определятся со своей проблемной ситуацией, успеха им не достичь.

А средством достижения успеха будет применение наукт менеджмента.