Почему российские бизнесмены не очень стремятся изучить или хотя бы применить системные подходы к менеджменту? Возможно, потому, что они не испытывают конкуренции, либо не намерены поддерживать свою организацию в долгосрочной перспективе.
Если бизнесмены испытывают давление конкуренции, то они хотят остаться в бизнесе, и понимают, что могут это сделать только за счет новых знаний и теорий (наук). Так поступают бизнесмены всего человечества.
Российские бизнесмены (боььшинство) утверждают, что им нужно для успеха не применять новые знания и теории, а «учиться у практиков». Малейшее рассуждение на эту тему приводит к выводу, что учиться надо ровно тем знаниям, которые вынесены (извлечены) из практики, и лучше учиться у тех, кто эти знания осмыслил как теорию, а не просто набил шишек или разорился по дороге несколько раз, то есть у ученых и теоретиков. Раз это рассуждение не производится, значит, над российскими бизнесменами не каплет, петух жареный их никуда не клюет.
Российские бизнесмены не находятся в «зоне смерти» (как это состояние называет Тарасов В.К.) , как это случилось с японскими бизнесменами в послевоенное время. В принципе, японские бизнесмены (вместе со властями) уже совершили своё «японское экономическое чудо» за 25 лет (наши 25 лет — с 1993 по 2018гг, японские — с 1950 по 1975гг), и в начале 1980х даже в СССР уже были знамениты японские магнитофоны и магнитолы. Японцы считали, что им необходимо «что-то делать». Российские бизнесмены считают, что все в порядке; хотя на самом деле все «успехи» российских бизнесменов являются следствием пустоты рынка и трансляцией теорий менеджмента из-за рубежа.
И действительно, экономисты в период 2009-2010гг, осмысляя последствия американского и мирового финансового кризиса, сделали заключение о чрезвычайной неэффективности российских бизнес -организаций, и о неизбежном падении прибыльности бизнесов и уровня жизни населения не только в связи с мировым кризисом, но и вследствие необходимого приведения уровня прибыльности и расходов с уровнем эффективности и производительности труда бизнес -организаций. Производительность труда низкая — значит, и уровень расходов на оплату труда должен быть низким. Уровень оплаты труда был не низким по причине действия других факторов, а именно чрезвычайно низкой конкуренция, и высоких цен на экспортные сырьевые товары (энергоносители).
С момента формирования новой ситуации самоопределения бизнеса в России в 1987 году прошло уже почти тридцать лет. Есть примеры, когда за похожие временные периоды бизнес- экосистемы проводили анализ ситуации, самоопределялись, вырабатывали стратегии, их реализовывали, и демонстрировали результаты. Какие результаты показывает российский бизнес? Пока явно недостаточные. Конечно, определенные улучшения налицо, и продвижение по кривой обучения имеет место быть. Но по сравнению с успехами, например, азиатских тигров, эти результаты куда как слабы.
А как обстоят дела с анализом ситуации и самоопределением? Похоже, что никак. Бизнесмены пока ещё не определились как целое с тем, чего они хотят, что они строят, и как они хотят добиться результата. Конечно, такое состояние является следствием общей недоопределенности в стране, и разных других причин. Но пока жители России, занимающиеся бизнесом, в целом и массово не определятся со своей проблемной ситуацией, успеха им не достичь.
А средством достижения успеха будет применение наукт менеджмента.