Что сначала — теория или практический пример?

Когда нужно объяснить теорию, можно начать с примера, а можно начать от печки. Народ нынче пугливый, освоил клиповое мышление, поэтому начнем с примера.

Допустим, вы владелец и руководитель бизнеса. Есть ли у вас желания относительно вашей фирмы? Очевидно, есть. Или прибыль увеличить, или продать задорого, или время высвободить, или работников работать заставить более эффективно. Что же он (она) должен сделать в таком случае? Он должен применить метод цикла постоянных улучшений, изучив (хотя бы сделав первый подход) науку менеджмента.

Метод постоянных улучшений лежит в основе бережливого производства, производственной системы Тойота Кайдзен, тотального управления качества. Он включает четыре этапа: планирование на основе правил, делание, анализ, корректировка правил. Этот цикл применяется на уровне управления, поэтому вам придется работать с вашими инструментами управления в организации.

Планирование эксперимента. Осмотритесь. Проведите анализ ситуации. Запишите (или зарисуйте) на бумаге. В этом месте вам нужно осмотреть вашу систему управления организацией. А она у вас есть? Вы в ней уверены? Вы ей доверяете? В этом этапе, вам нужно определить, что вы хотите улучшить (это же метод улучшений, а не погулять вышли), или какую гипотезу проверить. Чтобы решить, какую именно проблему решить, или что именно улучшить, вам нужно использовать инструменты выработки и принятия решений для решения проблем. Это широкий спектр методов, включающий методы Теории ограничений Голдратта, Теории решения изобретательских задач, мозговой штурм, и другие. Короткий справочник о них я напишу отдельно. Основное здесь — ваша система управления организацией как таковая, можно ли её в принципе улучшить, сделать в ней что-то лучше? Как минимум, к ней стоит применить системный подход к построению системы управления бизнес — организацией, на основе науки менеджмента. Когда вы увидели или определили проблему, вы планируете (у нас же этап планирования, первый этап метода) процесс решения проблемы (например, с помощью Дерева Будущей реальности и Дерева Перехода ТОС), но пока не приступаете к действиям. Вы фиксируете желаемый результат (который, конечно, отличается от Идеального Конечного Результата) и способ, которым вы определите его достижение (чтобы было чем заниматься на этапе третьем).

На втором этапе, этапе исполнения (или делания) вы организуете аккуратное исполнение вашего плана из первого этапа, собираете и документируете информацию о процессе и о результате. Вы можете в этом этапе выступать в разных ролях — как различных исполнителей и работников, так и различных руководителей — управленцев.

На третьем этапе ваша задача — провести анализ. Вы сопоставляете полученные данные с вашими гипотезами первого этапа, делаете выводы, находите новые проблемы и точки улучшений. Вы записываете оценку вашей гипотезы и вашего запланированного улучшения, и результаты анализа процесса исполнения плана.

На четвертом этапе вам нужно реализовать те выводы, которые вы сделали на третьем этапе, дополнить вашу гипотезу.

На этом примере мы можем видеть, какие инструменты науки менеджмента используются любым управленцем в действующем бизнесе:

— Способы решения проблем.

— Способы нахождения проблем.

— Методы принятия решений.

— Цикл постоянных улучшений менеджмента.

— Мышление и мыследеятельность.

— Самоопределение.

Пример создания нового бизнеса и новой бизнес организации рассмотрим в другом посте.