Отличие менеджмента от управления — в объекте управления. В менеджменте всегда подразумевается наличие человека в управляемой системе. И правда, даже если никого больше нет, кроме самого менеджера — всё равно есть куча ролей, которые менеджер сам лично выполняет только от безысходности, и которыми нужно раздельно менеджерить; да и самим собой тоже нужно (особенно «собой-в-будущем»).
Как только люди появляются в системе, возникают и задачи их контрактации- приобретения, поддержания работоспособного состояния, эксплуатации, и расставания. Целая гора головной боли затрат, как известно любому менеджеру
Можно считать, что идеально люди в системе бизнес организации лишние. Идеальный Конечный Результат (по ТРИЗ) состоял бы в том ,чтобы Инициатор бизнеса (предприниматель , или собственник, или учредитель) один единолично щёлкнул пальцами, и получил цех с роботами и компьютерами внутри, и с отъезжающими от цеха грузовиками с товарами (или роботами, оказывающими услуги клиентам). Ну или, на худой конец, не щёлкнул пальцами, а заплатил денег подрядчикам, но в итоге все равно получил бы цех с роботами. В этом случае, инициатору было бы достаточно в техническом задании определить следующие параметры бизнес -цеха:
- Параметры продукта (Следуют и целей и миссии бизнеса);
- Расстановку роботов в соответствии с их производственно — технологическими характеристиками (определить структуру основного процесса из подпроцессов);
- Параметры сопряжения промежуточных изделий между отдельными роботами или производственными участками (определить входы и выходы подпроцессов);
- Дать задания «как делать делать» (Определить параметры и режимы работы подпроцессов);
- Дать задания роботу-смазчику и роботу-контролеру (чтобы не было отклонений);
- Заказать поставки сырья;
- Заказать транспорт для отгрузки товаров;
- Дать селфи в инстаграм.
Таким образом, для фирмы без людей достаточно определить структуру основного процесса из подпроцессов, и состав исполнителей этих подпроцессов (роботов, или участков роботов). Нужно ли определять:
- Организационную структуру?
- Мотивацию?
- KPI?
- Положения о подразделениях?
- Должностные инструкции?
- Стратегию?
Похоже, что нет. Стратегия — ваша личная; положение о подразделении полностью определено параметрами подпроцессов. Контролировать никого не надо на отлынивание и эффективность — производительность определяется спецификациями роботов. И так далее.
Почему же при включении людей в организацию приходится делать это всё? Видмо, потому, что люди:
- Не имеют спецификаций по предназначенности (навыкам), и все сильно разные;
- Все немного разные по производительности;
- Не работают в соответствии с требованиями (сами не могут это обеспечить);
- Имеют свободную волю.
Поэтому и проектировать нужно сначала основной процесс, а лишь потом вещи, связанные с людьми и социальщиной (структуру, обязанности, подчиненность, показатели, мотивацию и пр., а ещё и контрактацию с ними.). Причём, поскольку люди имеют свободную волю и инструмент анализа ситуации и принятия решений, можно им проектировать обязанности не до деталей.