Системный подход позволяет разобраться в гороховом супе (или яблочном пюре с конями, кому как больше нравится) главного и совокупности систем в организации.
Система 1: клиенты во внешней среде. Главное в этой системе — её поведение при покупке, а не внутреннее устройство или массогабаритные характеристики. Почему мы считает главным именно это? Потому что это определяем именно мы, с позиции бизнеса. Главное — для нас, для актора.
Система 2 — наша бизнес организация. Что главное в ней? Это подробно описал Эли Голдратт в книге «Цель». Главное в ней — поток постоянного устойчивого равномерного (это уже Эдвардс Деминг) производства ценности. То есть Его Величество Основной Процесс. Без понимания процесса никуда.
Система 3 — управляющая система. В ней главное — принятие решений. Именно выявление проблем, постановка вопросов, и решение вопросов нужно системе бизнеса от Системы 3. Поэтому надо отчетливо понимать и уметь вырабатывать решения и отдавать команды. Ну и только потом — добиваться их выполнения, то есть мониторить и корректировать решения.
Система 4, она же система производства и улучшения бизнес организации, должна в соответствии с хотелками стейкхолдеров построить и улучшать то, что доступно. Поэтому главное в ней — это методы системной инженерии (или создания систем), выполняемые в практиках V-диаграммы,а сами методы исходят из видения, из системного подхода.
Система 5 — это собственно человек, или люди. Без человека никакая бизнес организация не существует, поскольку сам человек и создает организацию своим вниманием. Главное в этой системе для нас — способы управления ею в наших интересах, а именно для исполнения функций Основного Процесса. А управление основано на понимании внутреннего устройства системы «человек», поскольку связки «стимул-реакция» опосредованны неизвестно чем и непредсказуемы.
Вот вам пять систем. Почти как у Минцберга.